В последнее время значительно возросло внимание исследователей к экономическим и социальным проблемам стран Африки. Интерес этот не случаен. Именно к этой "компактной половине" всех развивающихся стран чаще всего относятся определения со словами "самый": самая отсталая зона современного мира, самое большое число "наименее развитых" – по классификации ООН – стран, самый "голодающий" континент – единственный, где численность населения уже продолжительное время возрастает быстрее, чем производство продуктов питания.

Африканская экономика продолжает основываться на малопродуктивном сельском хозяйстве и кустарном производстве, характеризующимся технической отсталостью и низкой квалификацией рабочей силы. Общая экономическая отсталость африканских стран наглядно проявляется в величине ВВП на душу населения, которая является самой низкой среди всех развивающихся стран мира. В 1995 году этот показатель составил немногим более 600 долларов (почти в 20 раз ниже, чем в развитых странах). К тому же в 16 странах этот показатель ниже 300 долларов, что позволяет отнести их к числу наименее развитых государств мира. В числе 10 беднейших стран мира (ВВП менее 200 долларов на душу населения) 9 африканских. Вместе с тем отдельные страны континента сумели за счет экспорта ценного сырья достичь довольно высокого показателя ВВП – более 2 тысяч долларов (Ливия, ЮАР, Алжир, Габон, Ботсвана, Маврикий, Сейтельские острова). Тем не менее в целом можно говорить об Африке как о беднейшем континенте мира [14]. За последние пять лет экономическая ситуация на континенте не изменилась.

В настоящее время на Африканском континенте проживает около 13% населения мира и сосредоточены значительные мировые запасы многих важных полезных ископаемых, удельный вес Африки в мировом промышленном производстве составляет 2,5%.

В последние два десятилетия в странах Африки отмечается резкое замедление темпов экономического развития – с 4,3% в 1970 – 80 годах до 1,1% в 1990 – 2000 годы. Подавляющее большинство африканского населения продолжает оставаться неграмотным. Резко возрастает внешняя задолженность африканских стран, которая в сумме составляет 320 млрд. долларов.

Отсталость освободившихся государств порождает глубокую специфику социально-экономических проблем.

Для решения многих национальных вопросов немаловажную роль играет рассмотрение проблем развития топливно-энергетического комплекса. В настоящее время экономика и ТЭК африканских стран сталкивается со следующими проблемами, от решения которых зависит экономическое развитие континента:

  1. проблема усиления роли государства и эффективного контроля в решении государственных задач;

  2. влияние иностранных монополий на формирование и развитие ТЭКа;

  3. проблема рационального природопользования;

  4. отсталость инфраструктуры и узость внутреннего рынка.

    1. Проблема усиления роли государства и эффективного

контроля в решении государственных задач

В любой общественной системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и дисциплину развития системы.

В условиях колониальной зависимости метрополия внеэкономическими и экономическими методами регулировала в своих интересах течение социально-экономических процессов в колониях. После достижения независимости в силу слабости частного национального капитала движущей силой консолидации воспроизводственных процессов мог стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал.

В условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества государство является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать традиционные отношения. [20]

Вся история формирования национальной экономики развивающихся стран убедительно свидетельствует о том, что экономическая отсталость может быть преодолена только при условии значительного расширения экономических функций государства. В настоящее время государство наряду с иностранным капиталом играют решающую роль в развитии экономики стран Африки. Государство практически повсеместно стремится не только укрепить свои позиции, но и использовать в экономическом развитии такие рычаги, как регулирование и планирование экономики. [14]

Расширение экономических функций государства в странах Африки необходимо, во-первых, для преодоления экономической отсталости, постепенного внедрения современных методов производства и становления новых производственных отношений в экономически отсталом обществе. В странах Африки государство является единственной национальной силой, способной изыскать средства и осуществлять развитие инфраструктуры, в том числе и энергетической, отраслей ТЭКа, выступать контрагентом в международной торговле. [14]

Дальнейшее усиление позиций госсектора в сфере разработки национальных природных ресурсов становится мощным фактором формирования новой промышленной структуры, создания индустриально-аграрных комплексов, значительного укрепления и расширения позиций государства в народном хозяйстве в целом. Ярким примером этого может служить развитие в госсекторе нефтехимических отраслей и их воздействие на народное хозяйство в основных нефтедобывающих странах (Нигерия, Алжир, Египет, Ливия). [32]

Во-вторых, расширение вмешательства государства в экономику диктуется задачей обеспечить наиболее рациональное использование мобилизируемых ресурсов. В годы независимости собственностью государства в большинстве африканских стран стали добыча нефти, природного газа, другого энергетического сырья. В вопросе о путях развития этой промышленности могла возникнуть такая альтернатива – либо передача ее в руки государства, либо сохранение и дальнейшее усиление позиций иностранного капитала. Национальному частному капиталу разработка этих богатств не под силу, а сохранение контроля иностранных монополий ведет к хищническому использованию этих ресурсов. Поэтому государство вынуждено брать отрасли ТЭК под свой контроль, увеличивать долю участия государства в эксплуатации месторождений. Задача строительства гидросооружений, тепловых электростанций, линий электропередач, трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов также не может быть решена в этих странах ни путем использования иностранного капитала, ни тем более национальным капиталом, размеры и ограниченные цели которого не могут соответствовать необходимым для этого масштабом усилий. Только постановка этой задачи в общенациональном масштабе, целенаправленные усилия государства в финансовом и материальном отношениях могут дать необходимые результаты. [44]

В – третьих, необходимость расширения экономической деятельности государства вызвана решением задачи завоевания экономической независимости бывшими колониями и полуколониями. Мощным, влиятельным, опирающимся на вековые традиции господства иностранным монополиям можно противопоставить иную монополию – национальное государство как наиболее всеобъемлющий орган экономического и политического контроля. Только государство может более или менее успешно противостоять натиску иностранного капитала. [42] Так, если в колониальный период эксплуатация энергетического сырья полностью находилась в руках иностранного капитала, то после достижения независимости африканские государства постепенно проводили национализацию, увеличивая свою независимость.

В Ливии добыча нефти до 70-х годов находилась преимущественно в руках американских компаний, среди которых "Стандарт ойл оф Нью - Джерси", "Оксидентал петролиум" и другие. В эксплуатации нефтяных богатств страны ране участвовал и английский капитал, но в 1971 г. собственность компании "Бритиш петролиум" была национализирована правительством; в 1971 г. объявлено о национализации собственности англо – голландской компании "Ройял Датч Шелл".

В Алжире в 1966 г. была учреждена национальная компания "СОНАТРАК", в руках которой сосредоточено 100% добычи природного газа,